НОВОСТИ Выгорание сотрудников: основные принципы борьбы, если вы тимлид

Alvaros
Онлайн

Alvaros

Ветеран
.
Регистрация
14.05.16
Сообщения
21.453
Реакции
102
Репутация
204
ДЕПОЗИТ
0
Перевод статьи подготовлен в преддверии старта курса .



xhax3p2dnvvn-cuamw_r5aiwkhe.png



Выгорание сотрудников в IT–сфере — это не шутка. Всякий, кто только входит в IT, полагает, что вопрос выгорания стоит не очень остро. Но любой, кто проработал в этой сфере в течение нескольких лет (или, что может быть намного хуже, проработал на удаленной работе без agile, правильно поставленных задач, отпусков и заботы о сотрудниках), подтвердит, что выгорание и перманентная ненависть к тому, чем ты занимаешься — это скорее повседневная реальность, чем исключение.


показывают, что около 23% сотрудников испытывают ощущение выгорания практически все время, и еще около 44% процентов ощущают выгорание время от времени. Это означает, что где-то 2/3 сотрудников подвержены этой проблеме. И к огромному сожалению, выгорание оказывает влияние не только на работу, но и на личную жизнь. Все это вместе ничего хорошего не предвещает. Понятное дело, что все в руководстве уверены, что выгорание — зло, с которым нужно бороться. Но в тоже время начальство хочет, чтобы сотрудники работали с высокой производительностью и были все время вдохновлены и счастливы от того, что они работают именно здесь.

Так что же нужно делать?



По сути своей, выгорание — просто перегрузка однотипными и сложными задачами, с которыми вы уже не справляетесь, и даже уже не собираетесь справляться. Вас уже не интересуют ни работа, ни возможности, ни новые и перспективные технологии, ни даже возможность заработка. В принципе, хочется только, чтобы все это закончилось.


Чтобы помочь человеку c выгоранием, необходимо давать отпуск, менять сферу деятельности с текущей на более интересную, частично разгружать задачи, но всего этого может не хватить.
Давайте ниже я приведу основные признаки, что ваша команда сейчас испытывает выгорание:

  • Задачи, которые хорошо выполнялись раньше, теперь требуют куда больше времени и усилий, чем до этого.
  • Учащение жалоб и плохое взаимодействие с клиентами.
  • Плохое взаимодействие команды. До этого ваша команда работала как часы, и все были рады взаимодействовать друг с другом по рабочим вопросам. Теперь каждый член вашей команды только думает, как сбросить с себя свои задачи побыстрее, неважно, в решенном виде, или нет.


Какие же методы борьбы мы можем выбрать, чтобы помочь сотрудникам справиться с выгоранием и ввести превентивные меры, чтобы выгорание больше не посещало наш дружный коллектив? Дать всем отпуск на Бали на несколько месяцев

Не связывайте работу с сотрудником, и не позволяйте сотрудникам связывать результаты работы с собой



У каждого бывают проблемы и ошибки на работе. Вопрос только в том, как начальство должно в своих комментариях и обратной связи связывать это лично с работником. Он снова допустил ошибку в том месте, в котором уже допускал? Да, это очень плохой маркер. Но вам не нужно винить сотрудника в этом как личность, нужно вместе с ним найти, что же ему мешает работать, как надо. Не нужно чрезмерно давить и постоянно угрожать увольнением — это тоже не придаст сотрудникам особой мотивации. Негативная и токсичная среда через некоторое время

  • либо сломает сотрудника, и он станет "зомби", который вроде что-то делает, но совсем без души, и только то, что обязан, не пытаясь потратить на работу хоть на секунду больше,
  • либо заставит сотрудника уволиться с неприятными ощущениями от работы и от компании в целом.

Создайте атмосферу, в которой каждый может получить помощь, пока он еще работает хорошо



Вам нужно выстроить процесс коммуникации таким образом, чтобы сотрудники доверяли вам, как старшему товарищу и лидеру, к которому можно обратиться по любому вопросу, по личному или по рабочему. Сотрудники доверительно общаются как по горизонтали (т.е. с сотрудниками, которые занимают примерно такую же должность), так и по вертикали (готовы обратиться и к вышестоящему сотруднику). И, что более важно, они готовы не только рассказать о своих проблемах, но и услышать проблемы других и приложить те усилия к их решению, насколько это в их силах.

Тщательно планируйте этапы вашей работы



Ни для кого в IT не секрет, что хорошо спланированный проект можно сделать быстро и хорошо, а плохо спланированный можно делать либо долго и хорошо, либо плохо и быстро. С другой стороны, постоянно возникает потребность в новых фичах и правках со стороны пользователя, который только смутно понимает, какие потребности ему нужны от бизнеса. Ваша же задача состоит в том, чтобы сотрудники не демотивировались постоянными переделками уже практически готового проекта. Что делать? Обратитесь к хорошему Scrum-мастеру, подумайте, насколько правильно вы выдаете ваши задачи. Вы cможете больше, если рассчитаете нагрузку правильно.

Какие рекомендации вы можете дать сотрудникам, если подозреваете у них выгорание и хотите им помочь?



  • Посоветуйте соблюдать режим. Тривиальный совет, но тоже может оказаться важной деталью. Если режим совсем сбился, можно поработать какое-то время из дома по меньшему пулу задач, зато восстановить силы/выполнить свои задачи более эффективно.


  • Посоветуйте соблюдать моцион и физические нагрузки. Немногие разработчики соблюдают моцион, но он нужен, чтобы ваше тело легче переносило и интеллектуальные нагрузки. Тело человека не приспособлено к тому, чтобы сидеть много часов в день в кресле и заниматься сложным интеллектуальным трудом. Так что стоит беречь себя, занявшись бегом/записавшись в бассейн/тренажерный зал (хотя, конечно, так лень). Если вы не понимаете, зачем вам заниматься спортом, пока ваше тело не болит, вам стоит почитать статью вроде . Да, она больше похожа на рекламную, но здесь все правда — вашему мозгу нужна смена гормонов и нужен дофамин, а для этого стоит заниматься физическими нагрузками.


  • Постарайтесь найти хобби и выделять на него достаточно времени, чтобы достигнуть результата. Лучше всего, если хобби не будет связано именно с программированием, играми или другими видами виртуальной реальности. Потому что большей эффективности мы можем достигнуть, только если соблюдать некоторый баланс. Лучше всего найти хобби, которое будет связано с работой руками (микросхемы, столярное дело, спортивные увлечения). Посмотрите на столь популярное в Долине скалолазание! Это же классно, вам стоит попробовать! Это позволит вашему мозгу лучше адаптироваться, потому его разные отделы будут нагружаться соответствующе, и вы сразу ощутите, что можете лучше и в программирование, и в хобби


Еще раз повторим, что нужно помнить, если вы тимлид у команды:


  • Постарайтесь быть в курсе личных событий у ваших сотрудников – у кого когда день рождения, свадьбы, и прочее.


  • По возможности создавайте нетоксичную среду, где каждый может показать свои достижения и рассказать о своих увлечениях. Команда, в которой каждый — яркая и способная личность, совсем не то, где каждый воспринимает другого как плохо работающий винтик.


  • Не забывайте, что ваши сотрудники — прежде всего люди со своими достоинствами и недостатками.

Что НЕ нужно делать, если ваш сотрудник выгорает и начинает работать хуже, чем раньше?


  • Вводить дополнительные санкции, не принимая во внимание доводы сотрудника, что сейчас он перегружен.
  • Пытаться решить вопрос сменой сферы деятельности, которая сотруднику вполне может быть еще дальше, чем его нынешняя.
  • Пытаться достать сотрудника из его нынешней привычной команды и перевести его в другую, надеясь, что это сработает как «освежающая» обстановка. Это может сработать, только если вы понимаете, что вы делаете


Вместо полезных ссылок по традиции я хочу привести список книг, который можно прочитать в свободное время, если хотите повысить свою квалификацию как руководителя и личную эффективность:

  • «Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех» — под авторством Хэл Элрод. Многие знакомые программисты советовали мне эту книгу после того, как сами воспользовались ее советами и изменили свою жизнь к лучшему. Прочитайте, вредных советов там нет.
  • «Мотивация на 100%. А где же у него кнопка» — под авторством Ивановой Светланы. Классика литературы по мотивации персонала, её должен прочитать каждый руководитель.
  • «Эффективные коммуникации» — сборник статей от Harvard Business Review. Не самая простая литература, больше профессиональная. Но если все остальное кажется простым и очевидным, вам стоит попробовать эту серию.



Узнать подробнее о курсе .
 
Сверху Снизу