НОВОСТИ Война Дурова против Apple и Google: зачем и для чего?

Alvaros
Онлайн

Alvaros

Ветеран
.
Регистрация
14.05.16
Сообщения
21.461
Реакции
102
Репутация
204
«Глобальный сервис с российскими корнями, ему доверяют 400 млн человек в 90 странах. Здорово, что этот популярный сервис работает в России — это добрый знак для IT-предпринимателей и инвесторов» — Дмитрий Чернышенко, заместитель представителя правительства РФ
mWLkMT02AQ4.jpg

В этой статье я не буду защищать ни чью позицию: ни Apple, ни Google, ни Telegram в лице Павла Дурова и его заместителя Ильи Перекопского. Но попытаюсь показать то, как именно Дуров пытается создать «новую» реальность, в которой наднациональные компании Кремниевой долины — тираны, а разработчики — их жертвы.

Помимо пандемии, 2020 год наверняка запомнится нам «опасным» сближением Telegram и российских властей. Пока рано делать какие-либо выводы касательно этого сотрудничества, но очевидно, что холодная война между ними уже завершена.

Если вы вдруг что-то пропустили, то советую прочитать наши заметки касательно выступления Ильи Перекопского на встрече с премьером Мишустиным и связанного с ним программного поста Павла Дурова.




А я тем временем попытаюсь привести несколько занятных фактов и ответить на некоторые вопросы, которые могли возникнуть у большого количества наших читателей. Выводы делайте сами.

Если 30% — это много, то 45% — нормально


В первую очередь хочу отметить, что читать критику Дурова касательно 30-процентной комиссии в сторону Apple и Google, как минимум, забавно. Кажется, еще совсем недавно Павел Валерьевич, будучи руководителем ВКонтакте, для разработчиков игр для соцсети комисии в размере 50%, а затем 45%. До сих пор это одной простой и понятной фразой:

...остальные 2.8 рубля удерживаются для поддержания инфраструктуры ВКонтакте.​
Фрагмент публичной дискусии Дурова с создателями игр во ВКонтакте

В далеком 2013-ом году в vc.ru Артём Решетило (разработчик игры Wormix) так отзывался о поддержке ВКонтакте:

Сотрудники ВК нам очень помогают: в борьбе с читерами, обманщиками и т.п. Мы с ними активно общаемся, подаём жалобы, и они их оперативно рассматривают, в 99% случаев навсегда блокируют страницы злоумышленников. Но особых привилегий не имеем, да и какие могут быть привилегии? Хотя рекламировать «Вормикс» среди новых пользователей сайта они могли бы и активнее...

А вообще мы очень довольны администрацией сайта, они всегда уважали нас и делали всё для общего блага. Например, не так давно начали брать 45% от прибыли игры «для поддержания платформы», а раньше брали 50%.​

В этом же интервью Артем, отвечая на вопрос, почему люди платят в Wormix, поделился интересным инсайдом от Дурова:

Говоря о масштабах монетизации, процитирую Павла Дурова: «За последние четыре года разработчики приложений получили 100 миллионов долларов».​
О каких 30% идет речь в статье Дурова?


Давайте начнём с базиса и разберемся, о каких именно 30% говорит Telegram и в каких случаях их обязаны платить разработчики. Некоторым нашим читателям показалось, что эту комиссию должны платить создатели в том числе бесплатных приложений, но это не так. Разработчики отдают Apple 30% только в трёх случаях:


  • Если хотят продавать свои приложения в App Store. В таком случае купертиновцы забирают себе 30% и отдают разработчику оставшиеся 70%. Что важно, Apple также берет на себя комиссию за перевод денег, то есть формально получает чуть меньше 30%.


  • Если реализуют в приложении встроенные покупки. В этом случае Apple также забирает 30% от выручки. Но что важно, никто не запрещает разработчикам параллельно проводить продажи «на стороне» и не платить эту комиссию. Примеров в маркетплейсе достаточно: Tinder, Одноклассники, World of Tanks и другие.


  • Если делают в приложении платную подписку. В таком случае Apple в первый год работает по схеме 30/70, а на второй год улучшает условия для разработчика и переходит на схему 15/85. Но опять же, создатели приложений могут принимать деньги за подписку минуя App Store. Сейчас так делают: Boom, Netflix, Кинопоиск, Яндекс.Музыка и многие другие.


Однако Apple требует дублировать возможность покупки и подписки в приложении через инструменты App Store и Apple Pay, если таковые есть в других версиях продукта. Например, свою подписку на Кинопоиск я приобретал на сайте Яндекса и получил все её «плюшки» на устройствах Apple. В таком случае ни я, ни Яндекс не заплатили 30% Apple. Но я мог купить эту подписку и через App Store. Для меня, как пользователя, особой разницы нет, а Яндексу пришлось бы отдавать 30% купертиновцам.


Де-факто создавать приложения со встроенными покупками и подписками только вне в App Store нельзя. С этой проблемой стартап Hey, который публично освещал спор с Apple. Почему это так, объяснил вице-президент Apple по глобальным коммуникациям Филл Шиллер в интервью : «Вы загружаете приложение, и оно не работает, это не то, что мы хотим в магазине». В случае с Hey был найден : разработчики учли требования Apple, встроив в приложение пробный период, и их вернули в чарты App Store.



Примерно такая же картина сейчас и у Google. Ключевое отличие лишь в том, что приложения на Android-устройства можно устанавливать без использования Google Play. Очевидно, что примерно того же Дуров хочет добиться и от Apple. Но тут важно понимать, почему Apple никогда себе такого не позволит, и чуть-чуть окунуться в историю.


При создании App Store Стив Джобс вносил в его фундамент две ключевых идеи. Во-первых, это универсальный инструмент для распространения приложений. Во-вторых, это симбиоз разработчиков и компании. Очевидно, что для Apple App Store — это не просто лавка, где продаются товары. Это целый институт и механизм разработки софта, в звенья которой включены сотни тысяч разработчиков по всему миру. И тут важно поговорить о том, какой вклад сделали Apple и Google в индустрию создания мобильного софта.

За что Apple и Google берут 30%?


Здесь в первую очередь надо сказать о том, что такие гиганты как Google и Apple являются одними из главных драйверов в IT-индустрии. Помимо того, что они забирают комиссию с продажи в своих собственных магазинах приложений, эти компании создают самые главное — инструменты для разработчиков в виде различных языков программирования, SDK и API. Как раз на одном из таких языков, а именно Swift, написан клиент Telegram для iOS.



Такие конференции как WWDC или Google I/O дают разработчикам шанс выйти на крупных игроков рынка и поучаствовать в создании действительно полезных и популярных приложений. Недавно, например, мы писали о поездке на WWDC Дениса Карпенко, который после конференции попал в Тинькофф Банк, а чуть позже в Numbrs. И таких примеров тысячи.



Вы же помните о «поддержании инфраструктуры ВКонтакте»? Так вот на вырученные с комиссии деньги Apple и Google поддерживают инфраструктуру своих маркетплейсов. Я говорю о тысячах серверов, благодаря которым каждый из нас может скачать приложение или игру из любой точки мира. При этом, Google и Apple тем или иным способом помогают разработчикам рассказать о себе: публикуют рекомендации и подборки, формируют чарты. Благодаря ним, собственно, и Telegram набрал немало популярности, не инвестируя в платное продвижение.

Почему App Store не позволил Telegram встроить игры внутри мессенджера?


Пока у меня нет ответа на этот вопрос. Но есть два интересных факта.

Первый. Несмотря на жесткие требования Apple, другому детищу Павла Дурова всё-таки удалось запустить игры внутри приложения. Сейчас я говорю о ВКонтакте, которая уже не первый месяц строит вокруг своего продукта супер-приложение. И, как ни странно, в нем игры есть даже на iOS. Но почему?

Второй. В 2019 году «Лаборатория Касперского» подала против Apple иск в ФАС, в котором пожаловалась на то, что купертиновцы, пользуясь своим монопольным положением, не пропускает обновление Kaspersky Safe Kids. В российской компании связали этот факт с запущенной самой Apple функцией «Экранное время». На первый взгляд, в этом деле все понятно: опять тиран пришел со своей монополией.



Однако после поступившего в ФАС ответа Apple обнаружились новые детали. Как оказалось, приложение Kaspersky Safe Kids использовало инструменты, которые, по мнению купертиновцев, серьезно нарушали конфиденциальность пользовательских данных. ФАС принял это к сведению, но дело пока не завершено. Посмотрим, чем оно закончится.



По какой причине Telegram запретили запустить свою игровую платформу, до сих пор не ясно. Ждём от Павла Дурова больше информации, потому что пока ситуация описана скудно и однобоко.

Российская альтернатива App Store и Google Play?


Когда мы говорим о создании, например, российского альтернативного магазина приложений, то я сразу вижу несколько проблем.

  • Модерация. Apple и Google берут на себя ответственность по тщательной проверке каждого приложения, поступающего в маркетплейс. Хватит ли ресурсов «отечественной» платформе для этого?
  • Дистрибуция. Те же «Госуслуги» для iOS весят почти 100 МБ и его потенциально могут скачать более 90 млн пользователей из РФ. Хватит ли средств и компетенций, чтобы построить достаточную инфраструктуру для распространения приложений? Ситуация с сайтом «Госуслуг» и детскими пособиями во время пандемии заставляет в этом сомневаться.
  • Политическая цензура. Не станет ли такой маркетплейс очередным ресурсом, контролируемым государством, и еще одним рычагом давления на IT-индустрию?

Это лишь ряд вопросов, на которые я пока не нашел ответов. Их хотелось бы получить от людей, планирующих создавать собственные магазины приложений. О такой инициативе, кстати, на упомянутой встрече с Мишустиным заявил генеральный директор Mail.ru Group Борис Добродеев:

С учётом, что у нас в стране отсутствует популярный магазин приложений, очень было бы здорово выбрать российского игрока и сделать его стандартом для разработки приложений наравне с iOS, Android… для разработки государственных сервисов. От этого выиграет государство. Мы готовы дать доступ ко всей аудитории Рунета, которую можно будет покрыть с нашей поддержкой. От этого выиграют все.​
А что там у Huawei c AppGallery?


Когда речь заходит об альтернативных маркетплейсах, на ум сразу же приходит многострадальный AppGallery от Huawei, вынужденно запущенный из-за проблем между китайской компанией и властями США. Сейчас AppGallery получает колоссальные инвестиции и поддержку от материнского бренда.

В разговоре с пресс-службой Huawei «Код Дурова» выяснил, что на текущий момент AppGallery — это третья по популярности в мире платформа для дистрибуции приложений и сервисов с ежемесячной аудиторией более 400 миллионов пользователей, а свои работы в ней публикуют 1,3 млн разработчиков. На фоне заявлений Павла Дурова, для разработчиков из России в AppGallery решили запустить льготные условия:

  • В первый год взаимодействия с AppGallery разработчики игр будут получать 85% выручки с продаж внутри приложений (IAP — In-AppPurchases), а разработчики образовательных и прочих приложений — 100% от выручки IAP.
  • На второй год разработчики образовательных приложений будут получать 90% от прибыли IAP, а разработчики игр и других приложений — 85%.
  • Единовременная продажа приложений идет по схеме, как у Apple и Google — Huawei забирает 30% от продаж.

К слову, для разработчиков из Китая в AppGallery более строгие — они, например, обязаны отдавать Huawei 50% своего дохода от встроенных покупок в играх. В других странах распределение дохода идет аналогично Apple и Google.


В этом материале я попытался рассказать об интересных фактах и тонкостях, которые касаются конфликта Дурова с IT-гигантами.

И в конце заметки, конечно, следует сделать какие-то выводы. Но в этот раз их не будет. Я предлагаю вам делиться своим мнением в комментариях — мне сейчас как никогда интересно прочитать именно ваши мысли.


Несмотря на название, наше издание не связано с Павлом Дуровым. В данной статье не использовались инсайды от Павла или его окружения.

 
Сверху Снизу