Движение вверх

Смотрели фильм?

  • Да

    Голосов: 0 0,0%
  • Нет

    Голосов: 0 0,0%
  • Собираюсь посмотреть

    Голосов: 0 0,0%

  • Всего проголосовало
    0
B
Оффлайн
Регистрация
23.10.18
Сообщения
560
Реакции
8
Репутация
0
Привет. На повестке дня у нас обзор на прекраснейший фильм "Движение вверх". Читаем и просвящаемся.

В 1970 году советские спортивные чиновники увольняют прежнего тренера мужской сборной по баскетболу и берут на его место тренера «Спартака» Владимира Гаранжина ( ), известного тактическим мастерством и трудным характером. Сколотив новую команду и проверив ее в деле, Гаранжин на международной пресс-конференции неожиданно объявляет, что планирует обыграть американцев на Олимпиаде 1972 года. Журналисты смеются ему в лицо, так как американцы не проиграли ни одного баскетбольного матча за всю историю игр. Советские игроки и чиновники тоже не верят, что их сборной по силам сломить команду страны, где баскетбольные кольца висят в каждой подворотне. Но у Гаранжина есть стратегия, и он ее придерживается, хотя со всех сторон на него и на его парней валятся напасти – медицинские, политические, криминальные.

27074865-1009547.jpg


В нашей стране выходит так мало удачных лент, что трудно вспомнить блокбастеры, которые бы шли по стопам предшествующих успешных картин. В Голливуде это обычное дело, а у нас – экзотика. Поэтому приятно было увидеть в кино «Движение вверх», которое снято благодаря успеху хита 2013 года « », воспевшего хоккеиста Валерия Харламова и победу его сборной над канадцами. Как и «Легенда», «Движение вверх» создана на студии «ТриТэ», и она тоже с драматичным напором напоминает о восхитительном достижении советских спортсменов.

Правда, на сей раз в центре повествования не великий чемпион, а великий тренер и его команда. Картина начинается с бурного обсуждения кандидатуры Гаранжина (экранный псевдоним – в реальности тренера звали Владимир Кондрашин) на коллегии Госкомспорта, и дальше она показывает, как мэтр ведет своих парней к олимпийскому триумфу, преодолевая одно препятствие за другим.





Вопреки имиджу «Красной машины», баскетболисты оказываются строптивыми и проблемными подчиненными. Они не ладят друг с другом, попадают на карандаш к КГБ, безответственно ведут себя за границей, ложатся в больницы, ставят личные дела выше государственных… Один из героев даже пытается сбежать на Запад. У Гаранжина же проблемы дома – ему нужно найти деньги и получить разрешение на операцию для сына-колясочника, которого могут поставить на ноги только на Западе.






Все это подается отчасти трагически, отчасти комически, в типичном для блокбастеров разноплановом стиле. В фильме находится место и для мелодраматичных переживаний, и для грузинского юмора, и для антисоветских и просоветских разговоров в раздевалке, и даже для задорного уличного матча с чернокожими «гопниками». Колоритные актеры, представляющие разные народы, не дают запутаться в многочисленных персонажах, и к тому времени, когда начинается финальная схватка с американцами, мы знаем главных героев как облупленных и болеем за них как за родных. Мы видим, какой большой духовный, жизненный и спортивный путь они прошли за два года, и мы чувствуем, что они заслужили победу.




Как честно признают авторы фильма, за что им большое спасибо, они сгустили краски и придумали некоторые затруднения, которых на самом деле не было. Но откровенного вымысла в «Движении вверх» немного, и реальный путь спортсменов к финальному матчу в самом деле был нелегким. Так что поставить в упрек сценаристам нечего. Они действовали так, как положено действовать авторам байопиков, – рассказали подлинную историю и добавили драматизма, чтобы публике проще было прочувствовать переживания персонажей.

Главное, однако, в фильме начинается, когда на табло загорается «0:0». Матч с американцами за золотую медаль в 1972 году длился 40 минут чистого времени, и это позволило показать его почти целиком, без обычной для спортивных лент демонстрации лишь ключевых моментов. Поэтому в кадр попали не только эффектные попадания в корзину, но и, например, постоянные тактические перестановки, превратившие матч в шахматную партию между великими тренерами. Хотя Гаранжин и его визави Генри Айба на площадку не выходят, они бьются вместе со своими парнями, подбирая ответы на стратегию противника. Придумано и снято это так, что мы не просто наслаждаемся мастерским баскетболом, а и понимаем замыслы и контрзамыслы мэтров. Трудно вспомнить другое спортивное кино, где продолжительный матч был бы показан столь полно и столь внятно.







Баскетбольные сцены фильма снимали шесть камер и шесть операторских групп. Среди них была подвешенная под потолком на тросах камера-паук, аналогичная тем, которые используются на съемках реальных матчей


Осмысленность баскетбола в «Движении вверх» соседствует с его красотой и мощью. Планировавшие финальный матч спортивные консультанты намеренно использовали в нем все современные баскетбольные трюки, включая те, которые в 1972 году не применялись или запрещались. Они стремились не воссоздать в точности реальный матч, а помочь зрителям фильма ощутить то, что чувствовали зрители у телеэкранов 45 лет назад. Тогда публика видела блистательный и зрелищный баскетбол, и то же самое показано в «Движении вверх» – на нынешнем техническом уровне. Смотрится это превосходно, и свою художественную задачу такой баскетбол выполняет. Ну, а пуристам можно лишь порекомендовать подлинную запись олимпийского матча, которую нетрудно найти на просторах Сети.

Если ли в «Движении вверх» к чему придраться? Да. Прежде всего, у , которая сыграла девушку героя Олимпиады Александра Белова, такой суровый взгляд, что как романтическая героиня она совершенно не смотрится. Возможно, выдающаяся баскетболистка, которую актриса изображает, должна выглядеть именно так, но в фильме у нее любовная, а не спортивная функция. В результате эта часть картины проваливается. К счастью, личная жизнь Александра лишь малая толика сюжета, и фильм в целом почти не страдает.





Также было бы неплохо хотя бы кратко представить и показать американскую сборную до ее выхода на площадку, чтобы зрители могли осознанно предвкушать и представлять финальный матч. Разве, например, в « » мы впервые видим Аполло Крида лишь тогда, когда он выходит против заглавного героя? Правда, из-за продолжительности кульминационной схватки мы успеваем в полной мере разобраться, с кем играют наши. Но без предвкушения финальное блюдо слегка теряет во вкусе. Можно было бы, например, показать кусочек из полуфинального матча американцев или из их предшествующих выступлений на Олимпиаде.

Можно предъявить к фильму и другие, более мелкие претензии. Но не будем копаться в деталях. Главное – кино получилось. Оно захватывает, развлекает и учит, а еще проходит по тонкой грани между безответственным воспеванием СССР и очернительским принижением нашей прежней страны. Мы видим недостатки Союза, но видим и его достижения, и нам напоминают, что даже за высокими столами и в компетентных органах сидели живые люди, а не тоталитарные роботы. Благодаря этому в СССР можно было не только выживать, но и жить, любить, надеяться, многого добиваться – и побеждать непобедимых противников.
 
Сверху Снизу