Инсайдер – бортпроводница: «Мальчишки-стюарды часто нетрадиционной ориентации»

Alvaros
Онлайн

Alvaros

Ветеран
.
Регистрация
14.05.16
Сообщения
21.461
Реакции
102
Репутация
204
Можно ли просить автограф у VIP-пассажиров, как сдают «бассейн» и тушат пожары, так ли страшен пьяный российский турист?

Сегодня, 12 июля, — Всемирный день проводника гражданской авиации. По такому случаю героиней рубрики «БИЗНЕС Online», рассказывающей о буднях представителей разных профессий, стала молодая стюардесса. О том, как пандемия коронавируса отразилась на ее работе, в чем отличие пассажиров бизнес-класса от эконома и становится ли больше женщин-пилотов, — читайте в нашем материале.

aircraft-2104594-1920.jpg

Нашей героине около 30 лет. Более пяти она лет работает бортпроводником в одной из крупнейших российских авиакомпаний
ОБ ИНСАЙДЕРЕ


Нашей героине около 30 лет. Более пяти она лет работает бортпроводником в одной из крупнейших российских авиакомпаний. Несколько месяцев назад работодатель отправил собеседницу «БИЗНЕС Online», как и многих ее коллег, в длительный оплачиваемый отпуск, поскольку в России закрыто международное пассажирское авиасообщение, а число полетов внутри страны резко сокращено.

ПОСЛЕ НЕКОТОРЫХ РЕЙСОВ ПРЯМО В АЭРОПОРТУ У НАС СТАЛИ БРАТЬ АНАЛИЗЫ НА COVID-19

  • Поначалу, когда еще не было понятно, каких масштабов достигнет распространение коронавируса, мы носили маски и перчатки, только если летели в Китай, другие азиатские страны или когда встречали пассажиров. Требования были такие. Конечно, весь полет находиться в маске (по ходу рейса мы их меняли) было очень некомфортно, в них тяжело дышать. Да и коммуницировать с пассажирами, когда у тебя закрыт рот, тоже довольно странно. Когда стало ясно, что дело приняло серьезный оборот, после некоторых рейсов прямо в аэропорту у нас стали брать анализы на COVID-19. Насколько знаю, в моих бригадах (экипажах) зараженных обнаружено не было. По крайней мере, информации об этом не имелось.
  • Затем в марте международные рейсы начали потихоньку приостанавливать, а к концу месяца и вовсе отменили. Нас стали отправлять в отпуска, разумеется, с сохранением всех выплат. У некоторых в ход шли неиспользованные дни из отпусков, которые накопились за годы работы. То есть в году нам положено 70 дней отдыха — 2 раза по 35 дней, но давали только по 28. К счастью, оставшиеся дни не сгорали, а каждый год накапливались и фиксировались компанией. Сейчас, кажется, оказался наиболее подходящий момент, чтобы их использовать. За них, конечно же, выплачивали отпускные.
  • В начале марте, когда была объявлена всемирная пандемия, я как раз находилась в небольшом отпуске, тогда уже страны начали закрывать границы. Так что, выйдя из него, мне сообщили: в связи с тем, что летать просто некуда, я снова отправляюсь в отпуск еще на неделю. Вышла — отправили отдыхать уже на более длительный период. И так по нарастающей. У некоторых, как и у меня, отпуска продолжаются до сих пор, ведь международное авиасообщение по-прежнему не возобновилось. А некоторые выходят в рейсы, которые летают по России. Полеты по стране на время пандемии не прекращались, а сейчас стали даже интенсивнее. Все-таки открылись Сочи, Крым и т. д.
  • Теми, кто продолжил работу, занимается отдел планирования — это целая система в нашей компании. При этом у нас нет такого, что какая-то закрепленная бригада летает исключительно за границу или только по России, с одними и теми же пилотами и т. д. У нас несколько тысяч проводников, и каждый раз мы летаем с разными людьми в абсолютно разные страны. Мой план полетов обычно был распределен на месяц, и каждый вторник и пятницу приходили подтверждения на рейсы в ближайшие дни. Здесь могли быть как международные перелеты, так и внутренние. Сегодня я могу полететь в Питер, послезавтра — в Париж, а через два дня — в Токио. Потом прилечу из Токио, отдохну пару дней и полечу в Сочи.
bophotos-55113-2.jpg

«Полеты за границу, можно сказать, зависят от результатов экзаменов, которые мы сдаем каждый год. Если получил троечку — какое-то время придется полетать по России»
КАЖДЫЕ ДВА ГОДА — РЕПЕТИЦИЯ ПРИЗЕМЛЕНИЯ САМОЛЕТА НА ВОДУ

  • Полеты за границу, можно сказать, зависят от результатов экзаменов, которые мы сдаем каждый год. Если получил троечку — какое-то время придется полетать по России. Но, если пересдашь и получишь оценку выше, тебя снова поставят на международные рейсы. Если рассказать подробнее про сам экзамен, то в него входят медосмотр (его мы проходим 2 раза в год: каждые полгода и раз в год один обширный — проверяемся у кучи специалистов), тестирование на знание систем самолета, оборудования — как применять кислородные маски, как вести себя при эвакуации, как эвакуировать людей. Прыгаем с трапов, тушим пожары, учимся громко и четко выкрикивать команды.
  • Каждые два года сдаем «бассейн» — это такая репетиция приземления самолета на воду. Ныряем, плаваем, надуваем плоты, затаскиваем друг друга на них. Для чего? Чтобы все это закрепилось в подкорке. Если подобное, не дай бог, когда-нибудь случится, чтобы мы не дали волю страху, а в первую очередь сделали то, что спасет людям жизнь, и показали им, что нужно делать. Чтобы мы автоматически выкрикивали нужные команды, вели бы себя так, как того требует техника безопасности, и не паниковали. К великому счастью, ничего подобного у меня не случалось.
  • Боюсь ли я турбулентности? Отношусь к ней спокойно. Потому что технически знаю, что это такое, почему подобное происходит и что она скоро закончится. А главное, что нужно делать в таких случаях.
bophotos-13070-2.jpg

«На самом деле видно, когда пассажир проявляет к тебе интерес»
КОНЕЧНО, ПЫТАЮТСЯ ПОЗНАКОМИТЬСЯ

  • Пассажиры встречаются разные, но сейчас я спокойно отношусь ко всем. Это поначалу, когда ты только начинаешь работать, не понимаешь, почему люди могут быть такими, почему ведут себя подобным образом. Изначально на обучении (перед полетами мы проходим трехмесячную учебу) инструкторы, преподаватели рассказывали какие-то психологические и технические моменты, столкнувшись с которыми не единожды, ты уже спокойно реагируешь на неадекватных пассажиров. Например, действительно есть такое, когда русский ступает на борт самолета, его отпуск уже начинается и в ход идет выпивка. Некоторые ведут себя едва ли не как на пляже. Наверняка многие видели в сети видео, на которых пассажиры напиваются так сильно, что закатывают истерики, и членам экипажа приходится их скручивать. У меня на рейсе однажды был мужчина, который пил весь полет, а потом пошел в туалет и свалился как мешок… Веселого мало.
  • Бывает, конечно, что пытаются познакомиться. Спрашивают телефонный номер или хотят оставить свой. На самом деле видно, когда пассажир проявляет к тебе интерес. Как мне кажется, в случае и с негативными ситуациями, и с приставаниями пассажиров многое зависит от самой стюардессы. Знаете, есть такая категория людей, с которыми постоянно что-то случается: что-то разбилось, разлилось, потерял, украли и т. д. И за ними тянется череда вот таких неурядиц. А у кого-то все гладко, спокойно: пассажиры хорошие, пилоты, коллеги — замечательные.
  • Например, я несколько лет работала в бизнес-классе, в самолете с двумя проходами. Со мной были еще две девочки: одна работала с пассажирами с одной стороны, вторая — с другой. Первая приходила и постоянно жаловалась, что пассажир все время что-то просит, еще стакан сока или еще чего-то, стрессовала, нервничала. А вторая просто ходила, мило улыбалась, и все пассажиры у нее милашки, говорят комплименты. Мне тоже повезло, каких-то непристойностей в свой адрес я не наблюдала.
bophotos-103459-2.jpg

«Прежде чем попасть в бизнес-класс, конечно, сначала надо полетать в экономе»
В БИЗНЕС-КЛАССЕ УЧАТ СМЕШИВАТЬ КОКТЕЙЛИ, РАЗБИРАТЬСЯ В ВИНАХ

  • Прежде чем попасть в бизнес-класс, конечно, сначала надо полетать в экономе. Все начинают с него. В одной авиакомпании нам даже ставили полеты в экономе во всех видах самолетов. Сначала в маленьких, потом в больших и т. д. И мы, новенькие, работали в хвосте, тягали эти тележки с напитками и едой. А потом нужно пройти дополнительное обучение, заявить, что ты хочешь работать в бизнес-классе. Случается, что тебя и так приглашают, видя, что у тебя прекрасные манеры, ты симпатичный, умеешь разговаривать с определенного типа людьми. Потому что в бизнес-классе все-таки летают люди с определенным социальным статусом.
  • Я, как и все, начинала трудиться в экономическом классе, просто потом захотела попробовать поработать и в бизнесе, потому прошла дополнительное обучение. В него входят изучение сервировки стола — с салфетками, масленками, столовыми приборами, фарфоровой посудой. Там сервис, как в ресторане. Учат смешивать коктейли, которые представлены в меню самолета, изучать весь ассортимент алкогольных напитков (виски, коньяк, водка, джин), знать сорта вин, вкусовые качества и страну изготовления, к какому блюду их подавать. Встречаются, конечно, в таком полете и знаменитости — наши российские артисты, иностранные певцы, например Boney M, Мирей Матье. Всех уже и не вспомнишь.
  • В общении с ними есть определенные правила. У нас существуют прописанные речевые модули (они распространяются на всех клиентов бизнес-класса) — это то, что мы должны говорить с того момента, как пассажир зайдет в самолет. К примеру, что говорить, когда ты его размещаешь, предлагаешь напитки, что говорить после взлета, когда принимаешь заказ, когда прощаешься, в конфликтных ситуациях и т. д. В первую очередь надо представиться самому, потом поинтересоваться, как можно обращаться к ним. Если это VIP-пассажиры, у нас есть определенный список элит-рейсов, где нам заранее говорят, кто будет лететь. Тогда имена надо выучить до полета. Если это знаменитость, которую ты знаешь, можно, конечно, сразу обратиться по имени-отчеству. Им будет приятно.
  • А знаменитости бывают разные. Некоторые на экране яркие, а в жизни тихие интеллигентные люди, которые не любят, чтобы до них докапывались, просили автограф и уже тем более фотографировались. Для них перелет — это перемещение из точки А в точку Б, и за это время они хотят поспать, отдохнуть, поесть. Каких-то особых правил у бортпроводников по поводу фото и автографа нет, тут ты полагаешься на свой опыт и наблюдательность. То есть можно ли, как тебе кажется, подойти к человеку и попросить или лучше не стоит. Прежде чем выложить фото в соцсети, если тебе повезло, существует ряд правил. Итак: нельзя выкладывать фото, которые порочат репутацию авиакомпании. Если ты в форме, нельзя публиковать фото без форменного элемента или изображение с распущенными волосами, если ты в форме и с бокалом вина. Ну и, конечно, фото с неприличными жестами.
ВНЕШНОСТИ И ФИГУРЕ БУДУЩЕЙ БОРТПРОВОДНИЦЫ УДЕЛЯЕТСЯ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ

  • Как стала стюардессой. Вообще, у меня есть высшее образование, я окончила университет и успела немного поработать по профессии. Однажды знакомый молодой человек, который работал стюардом, предложил тоже попробовать свои силы. Я в шутку подумала, что, может, стоит. Мы тут же заполнили и отправили анкету. Меня пригласили на собеседование довольно быстро, и через неделю после приглашения я полетела в Москву. А все эти 7 дней готовилась, подтягивала английский, так как нужно было рассказать о себе.
  • Собеседование проводит большая комиссия, которая тебя анализирует, оценивает твою уверенность в себе, смотрит на то, сможешь ли ты общаться с людьми, на твою коммуникабельность. Хотя задавались и стандартные вопросы, которые, пожалуй, многие слышат на собеседованиях: почему вы думаете, что вам подойдет эта профессия? Почему мы должны взять именно вас?.. При приеме на работу, разумеется, внешности и фигуре будущей бортпроводницы уделяется довольно трепетное внимание.
  • Кроме того, у нас есть документ, в котором прописаны не только технически правила, но и то, как нам выглядеть: как носить форму, делать прическу, какие аксессуары (часы, сережки, кольца) можно включать, какой оттенок помады наносить и прочее. Все четко прописано. Мне кажется, я даже заметила это по себе, девочки, которые работают стюардессами уже не один год, со временем становятся более привлекательными. То есть эта профессия влияет на тебя таким образом, что ты начинаешь больше за собой ухаживать, больше стремиться к женственности: волосок к волоску, маникюр и т. д. Уже внутренне ты настраиваешься на то, чтобы быть красивой.
  • Но красота складывается не только из внешности, но и из того, как ты себя ведешь, как улыбаешься, разговариваешь, реагируешь на просьбы пассажиров, возникающие ситуации. Из всего. Даже из того, как ты повязываешь шарфик. Это тоже искусство, которым ты овладеваешь со временем. Изначально платочки висят как сопельки, непонятно как завязанные. А потом уделяешь этому уже более значимое время, примеряешь разный макияж, тщательнее гладишь форму. В итоге пассажиры видят привлекательную девушку с красивой походкой.
people-2561889-1920.jpg

«Еще пару лет назад женщина-пилот в нашей авиакомпании была экзотикой, но сейчас их больше. Мне с ними, конечно, доводилось летать. Они такие же профессионалы, как и пилоты-мужчины»
ЖЕНЩИН-ПИЛОТОВ СТАНОВИТСЯ БОЛЬШЕ

  • Что касается стюардов, то их и раньше было много, нельзя сказать, что это тенденция только последних лет. Мальчишки-стюарды часто нетрадиционной ориентации, их охотно берут. И в целом к ним очень хорошее отношение при устройстве на работу. Изначально, разумеется, на лбу у них не написана сексуальная ориентация, но по манерам это видно. Они действительно хорошие сотрудники. Профессия бортпроводника — это ведь сфера сервиса, как, например, официанты в ресторанах. И такие мальчики-стюарды где-то даже ответственнее относятся к работе, могут долго разговаривать с пассажирами, выслушать их. Наверное, потому что это более понимающие мужчины. Не могу точно сказать, какой у них стимул идти в бортпроводники, но, пожалуй, как и у девушек, это возможность путешествовать, увидеть весь мир. Плюс многие из них идут дальше, переучиваются на пилотов.
  • Собственно, как девушки. Да-да. Еще пару лет назад женщина-пилот в нашей авиакомпании была экзотикой, но сейчас их больше. Мне с ними, конечно, доводилось летать. Они такие же профессионалы, как и пилоты-мужчины.
  • Из плюсов нашей профессии — нет необходимости делать рабочую визу. То есть мы летаем за границу, за исключением Америки, без визы. У нас просто есть задание на полет, генеральная декларация — это листок, на котором указаны имена и фамилии пилотов, список бригады и срок нашего нахождения за границей. По прилету в страну мы предъявляем только загранпаспорта и генеральную декларацию (ее показывает пилот). Обратно, соответственно, возвращаемся также.
  • Да, многие идут в эту профессию, думая, что это невероятная возможность путешествовать. Но, по моему опыту, это зависит от авиакомпании. Начинала я работать в одной компании, и именно ее предпочитали молодые, начинающие бортпроводники, потому что там существовало много командировок. Например, мы улетали на неделю, на 10 дней, были кругосветки. Прилетали на какой-нибудь египетский курорт и только через день летали за «порцией» туристов. Получается, что у тебя через день после полетов были целые сутки для отдыха. Бывали командировки в Доминикану на 10 дней — получалось отдыхать, загорать.
  • На последнем моем месте работы тоже есть командировки, но они суточные. Успеваем ли насладиться таким отдыхом? Я бы поспорила, хотя мы все равно умудряемся привозить огромные чемоданы со сладостями, фруктами, вином, сырами, одеждой, аксессуарами и т. д. Кто-то даже ездит посмотреть достопримечательности. В таких командировках ты учишься за очень короткий срок успевать огромное количество вещей. А вот употреблять алкоголь категорически запрещено во время таких командировках. Потому что они рабочие. Это даже прописано в документах.

Читать далее...
 
Сверху Снизу