Домашний кинотеатр: Чжан Имоу. Пять (очень красивых!) фильмов самого известного в мире режиссера из Китая

Alvaros
Онлайн

Alvaros

Ветеран
.
Регистрация
14.05.16
Сообщения
21.461
Реакции
102
Репутация
204
Красный гаолян


1988 год


Cinémathèque


Если выбирать из всей истории кино Китая одного режиссера — фигуру, выразившую главные противоречия своей эпохи, и человека, прошедшего вместе со своей страной драматичный путь, — то не найти лучшего кандидата, чем Чжан Имоу. В нем можно увидеть и «китайского Спилберга», и «китайского Михалкова». В его картинах нашли место интимные нотки, напоминающие о советском оттепельном кино и итальянском неореализме, но и национальная гигантомания тоже налицо. Благодаря фильмам Чжана Имоу родилось множество китайских и международных звезд. Он экранизировал важнейших писателей страны, высказался о ключевых событиях прошлого — от постройки Великой стены до «культурной революции». Чжан Имоу неоднократно ставил коммерческие рекорды: снимал самые дорогие фильмы за всю историю Китая, а потом они становились кассовыми чемпионами. Одновременно с этим именно он принес Китаю номинацию на «Оскар», берлинского «Золотого медведя», два венецианских «Золотых льва» и каннский Гран-при. Чжан Имоу не раз страдал от цензуры, но он же стал предметом национальной гордости и поставил церемонии открытия и закрытия пекинской Олимпиады.

Будущий режиссер вырос в семье медиков. Его отец, дядя и старший брат были сторонниками и воевали в армии Чан Кайши. Чжан Имоу заплатил за это высокую цену в годы «культурной революции»: его исключили из школы и отправили на принудительные работы в деревню, а потом на текстильную фабрику. Он же мечтал посвятить себя кино и сдавал кровь, чтобы накопить денег на фотокамеру. В 1976 году умер Мао Цзэдун. В 1978-м Пекинская киноакадемия вновь открыла прием — из первого набора ее студентов и сформировалось чуть позже мощное движение кинематографистов «пятого поколения», одним из лидеров которого стал Чжан Имоу. Но тогда он был слишком взрослым — 27 лет, — чтобы поступать в киношколу. Чжан Имоу написал специальное обращение в Минкульт КНР, приложив портфолио с фотографиями, и для него сделали исключение, приняв на операторский факультет. Поэтому первые его работы в кино операторские, вместе с выдающимся современником Чэнем Кайгэ («Желтая земля», 1984, «Большой парад», 1986) и другими режиссерами.

«Красный гаолян» — полнометражный режиссерский дебют Чжана Имоу, ставший настоящим прорывом не только для молодого автора, но для всего Китая. Картина была приглашена в конкурс Берлинале и получила там главный приз, а позже была признана лучшей в году двумя китайскими кинопремиями: «Золотой петух» и «Тысяча цветов». Эпическое полотно о любви и судьбе поставлено по знаменитому роману Мо Яня, в будущем — первого китайского лауреата Нобелевской премии по литературе. В центре повествования — бабушка и дедушка рассказчика. Монументальная и откровенная история их встречи и любви подана как современный миф — трагический и комичный одновременно, нарочито гротескный и таинственный: молодой носильщик влюбляется в девушку, выданную за прокаженного старика, и решает добиться взаимности.

Критики и зрители по всему миру были потрясены визуальной составляющей картины. Как фотограф и оператор в прошлом, Чжан Имоу тщательно работал с цветами и строением кадра. Экспрессивность изобразительного ряда возвращала кинематографу забытую чувственность, напоминая о лучших образцах Голливуда — но без его стерильности. В главных ролях были заняты Цзян Вэнь и Гун Ли, впоследствии известнейшие звезды китайского кино.
 
Сверху Снизу